Учим ребенка делать уроки самостоятельно

Привет! Сегодня наша тема звучит так: “Учим ребенка делать уроки самостоятельно”.

Хотите помочь своему ребенку в учебе? Научите его самостоятельности при выполнении домашнего задания. В паре с учителем, уже к концу начальной школы ребенок должен всю домашнюю работу выполнять самостоятельно. Этот навык станет гарантом хорошей учебы в среднем и старшем звене.

домашнее задание

Я согласна, что в наше время дети сильно перегружены разного рода информацией. Это уже другой вопрос, сколько времени у школьника должно уходить на подготовку “домашки”.  Многие заканчивают выполнение домашнего задания поздно поздно вечером.

– Три часа ночи! Кто вы?
– Это папа вашего ученика, Елена Васильевна! Спите?
– Конечно!
– А мы вот задачку про автобусы никак решить не можем! Помогите!?

К сожалению, нет установленных правил и почти каждый преподаватель загружает ученика по полной. Мы не можем это изменить, но можем изменить свое отношение к домашнему заданию. Домашнее задание полезно – оно учит школьников самоорганизации, помогает закрепить изученный материал, показывает учителю, что у школьника получается, а что необходимо разобрать еще раз.

Я как репетитор всегда даю домашнее задание. Но с родителями сразу обговариваю правила: они только контролируют, чтобы их ребенок выполнил домашнее задание.

Качество выполнения задания мы обсуждаем с ребенком на занятии. Мне важно увидеть что из пройденного материала ученик усвоил и может применять в задачах без подсказок, а что мы не отработали до конца.

Знания родителей мне совсем не нужны…

С чего начать?

Приучайте свое чадо к выполнению домашних заданий с первого класса. Это должно стать важным пунктом в жизни ученика. Ребенок должен уяснить, что уроки – это не только обязанность, но и огромная польза, которая помогает закрепить материал и выяснить какие пробелы по пройденному материалу остались.

Уроки лучше делать практически сразу после школы: покушав и немного отдохнув (не забывайте о перерывах через каждые 40-45 минут, на минут 5-10).

Сложно только в самом начале. Мой сын в этом году пошел в первый класс. Домашнее задание в первом полугодие по его программе обучения не задают. Но будут задавать во втором полугодии. Учитель только просит первоклассников доделать, если они что-то не успели сделать в классе.

Мой сынуля решил, что будет успевать все в классе)) Уж очень ему было жалко тратить свое личное время. И все же мы после школы разбираем сумку, точим карандаши, смотрим что делали в классе, анализируем что получилось, а что он мог выполнить лучше. Стираем самые “страшные” крючочки и буковки и заново их прописываем (они пока пишут карандашом). На все у нас уходит максимум 30 минут.  Сын уже привык к такому распорядку.

А еще так как он умеет уже читать, мы перед сном читаем друг другу сказки. Сначала он нам с мужем читает. Потом я ему.

И хвалю, хвалю если все на уроке сделал красиво и аккуратно, если сам начал разбирать сумку, если вечером сам несет книжку для чтения, за любую проявленную самостоятельность в соблюдении распорядка дня. И это работает. Маленькими шажками мы учимся самостоятельности, и потом сын сам счастлив, когда осознает, что сделал что-то без моей помощи.

Ежедневный ритуал при выполнении домашнего задания:

  1. Составляем режима дня.
  2. Учим правильно организовать рабочее место:
    1. убираем со стола все, что отвлекает
    2. показываем, как лучше расположить тетрадки, учебники и канцелярские принадлежности
    3. решаем вместе, какие уроки лучше делать в первую очередь, и какие – в конце.
  3. Рассказываем как собрать сумку на следующий день согласно расписанию уроков (это нам кажется, что все и так понятно, а деткам нашим сначала нужно алгоритм показать).

Приучаем к самостоятельности

В первое время делайте уроки вместе. Помогите выучить материал, объясните задачку, НО НЕ РЕШАЙТЕ ЕЕ ЗА НЕГО. Пусть ребенок нарисует ситуацию, согласно условию задачи. Задавайте наводящие вопросы. Ребенок должен научиться думать сам, а родители могут только помогать ему.

Если увидели ошибку, сначала найдите повод похвалить (например, буква “о” сегодня особо удалась) и только потом укажите на ошибку. А еще лучше будет, если вы только озвучите, что в работе есть ошибка. Пусть ребенок найдет и исправит ее сам. Так он научится самоконтролю.

Папа звонит к соседу:
— Вы сделали за сына домашнее задание по математике?
— Сделал
— Дайте списать…

Со временем, старайтесь минимизировать свое участие в выполнении домашнего задания, контролируя качество выполнения задания. Позвольте ребенку делать уроки самостоятельно. Оставьте его одного в комнате, не подходите, пока он вас не позовет и не попросит помочь.

В идеале к окончанию начальной школы учащийся должен полностью выполнять домашние задания сам. Вы можете лишь проверять черновой  или итоговый вариант.

Никогда не делайте уроки за ребенка, даже если время позднее, и он не успевает по своей же вине. Получит “двойку” из-за склонности к постоянному откладыванию важных дел – пусть, это будет уроком.

Только так ребенок научится рассчитывать только на себя и в будущем не станет тянуть время и ждать, когда мама придет, найдет ошибки и переделает задание за него.

страх ошибиться

Особо хочется отметить атмосферу совместного выполнения домашней работы. Ни в коем случае не кричите, и не критикуйте. Отбить желание учиться – легко. Пусть ребенок усвоит, что ошибок бояться не надо. Что вы в него верите, и если он постарается, все у него получится.

“Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает” Т.Рузвельт

Приведите в пример себя. Ведь вы тоже не всегда все знали и умели (и до сих пор не все знаете, и не все умеете). А научились, потому что учились, пробовали, ошибались и опять учились…

Если вашего терпения не хватает, и вы постоянно срываетесь, попросите помогать с уроками кого-нибудь другого (как вариант, бабушку или соседку-студентку). Если какой-то предмет дается ребенку особо тяжело, и вы понимаете, что не в состоянии спокойно и грамотно объяснить материал, лучше нанять репетитора, хорошо знающего свое дело.

Все закладывается в детстве

Конечно, на словах все кажется гораздо легче. Но я тоже мама. И по своему опыту я вижу как ежедневная работа над самостоятельностью “дает свои плоды”.

Я уверенна, раз вас заинтересовал этот самостоятельного выполнения ребенком домашнего задания – у вас все получится, главное чтобы было намерение.

И напоследок хочется напомнить всем нам, мы, как родители, являемся самыми важными людьми в жизни наших детей. И опустив руки один раз, махнув рукой другой раз мы можем пропустить важные этапы в жизни ребенка, и стать виновниками их неуспешности.

Контролируйте успеваемость ребенка в школе до конца обучения, общайтесь с учителями, задавайте вопросы, получайте консультации специалистов. Наслаждайтесь возможностью участвовать в жизни своего дитя, радуйтесь его победам, помогайте справляться с препятствиями.

Никто кроме вас не научит ребенка быть счастливым здесь и сейчас.

С уважением, Наталья Евгеньевна

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *